Социальные сети: выявление сообществ
В последние годы возобновился интерес к междисциплинарным исследованиям в области анализа социальных сетей, в которых задействованы математическая социология и информатика, опирающиеся на аппарат теории графов. Усилия в этом направлении в значительной степени поддерживаются благодаря новым вычислительным возможностям и доступности электронных данных для некоторых социальных систем: сообществ ученых, людей, ведущих личные электронные дневники (weblogers), покупателей интернет-магазинов, сетей друзей, сайтов знакомств и так далее.
В частности, в центре многих текущих исследований находятся сети знаний, т.е. сети взаимодействий, в которых агенты производят знания или обмениваются ими. В число исследований входит выявление сообществ, рассматриваемое как нахождение агентов, которые обладают множеством общих признаков. Анализ социальных сетей специализируется на методах выявления, описания и правдоподобной организации различных видов социальных сообществ. Для анализа социальных аспектов сообществ основной интерес представляют лидеры, периферийные члены, межгрупповое и внутригрупповое взаимодействие.
Решетки понятий, которые мы рассматриваем как способ бикластерзации, успешно применялись для анализа эпистемических сообществ[65,63] (т.е. агентов, имеющих дело с одинаковыми темами, например, научные сообщества или пользователи блогов) или филиальных сетей (акторы принадлежат одной и той же организации). Успех этого подхода обусловлен наличием таксономий бикластеров, что оказывается полезным при иерархическом описании групп акторов в терминах сходства интересов.
Отметим ключевые работы, которые способствовали росту интереса к исследованиям в этой области. В начале 90-х известный американский социолог Линтон Фриман стал применять решетки понятий в контексте социальных исследований [32], другой важной фигурой является французский исследователь Винсент Дюкен [82]. Часть работ, в которых используется ФАП, связана с исследованием веб-сообществ, например, статья [64]. С применением ФАП проводились также исследования посещаемости сайтов, а именно, выполнялось построение таксономий групп посетителей, см. работы Кузнецова и Игнатова [50] и Кедрова и Кузнецова [4]. Более подробно постановка задачи исследования посещаемости сайтов и пути ее решения обсуждаются в разделе 4.2.